Безынерционная катушка для поплавочной удочки. Начало

Здравствуйте, уважаемые посетители и читатели блога «Рыбалка с поплавком»!

Наш сегодняшний разговор предлагаю посвятить безынерционной катушке. Полностью описать все нюансы и тонкости этого элемента поплавочной снасти в одной статье не получится, поэтому будет несколько частей. При этом отмечу, в обоих видах поплавочной удочки, в состав которых входит катушка — матчевой и болонской, используется матчевая катушка. В связи с этим, отдельных постов в подразделах рубрики «Поплавочная удочка», посвященных выбору катушек, не будет.

О том, какие виды катушек существуют и об истории их появления можно прочитать в статье Катушки для поплавочной удочки.

Безынерционная катушка — это элемент рыболовной снасти, представляющий из себя сложное техническое устройство, предназначенное для хранения необходимого запаса лески, участвует в забросе оснастки и вываживании подсеченной рыбы. На рыболовном сленге — «мясорубка».

безынерционные катушки

Состав безынерционной катушки:

  1. Корпус с приводным механизмом и лапкой крепления к удилищу. Представляет собой литую составную форму из металлического и/или полимерного сплава. Технически сложным устройством безынерционная катушка обязана механизму, который находится в копусе.
  2. Ротор с откидной дужкой лесоукладывателя. Механизм приводит во вращательное движение ротор, снабженный подвижной дужкой лесоукладывателя. При забросе дужка откидывается и обеспечивает свободный сход лески с неподвижной шпули. При подмотке леска укладывается на шпулю с помощью ролика, установленного на дужке, находящейся в закрытом (рабочем состоянии).
  3. Для хранения лески в катушке используется неподвижная шпуля, выполненная из полимерных или металлических сплавов.
  4. Вращательное движение механизму катушки задается с помощью ручки.

Это основные элементы безынерционной катушки. Все остальное оснащение, так называемые навороты, представляют из себя «полезности», предназначенные для удобства эксплуатации и увеличение функциональности катушки.

Основные характеристики рыболовных катушек:

  1. Плавность и легкость хода.
  2. Передаточное число.
  3. Скорость подмотки.
  4. Тип устройства подачи шпули.
  5. Мощность.
  6. Фрикционный тормоз.
  7. Наличие стопора обратного хода.
  8. Вес и материалы изготовления.

Все характеристики прочно взаимосвязаны с элементами состава катушки, поэтому давайте последовательно разбираться во всем этом «безобразии», рассматривая составные части и их влияние на характеристики.

Но сначала несколько слов о различиях безынерционных катушек для поплавочной удочки и спиннинга.

  1. В спиннинговой ловле приманка, посредством лески и при некотором участии удилища, напрямую контролируется катушкой. Поэтому для данной снасти очень важна такая характеристика катушки, как чувствительность. В поплавочной снасти контроль осуществляется за всей оснасткой и, только в конечном итоге, — приманкой. И «главную скрипку» здесь играет удилище, а не катушка.
  2. В спиннинге не нужны высокие скорости, потому-что не позволяют ровно вести приманку на малых скоростях. Чего нельзя сказать о поплавочке, в катушках которой, скорость подмотки и передаточное число должны быть как можно выше для быстрой подмотки при пустых поклевках и перезабросах.
  3. Тяговое усилие или мощность. В зависимости от класса спиннинга (от ультралайта до хэви), данный параметр имеет достаточно большое значение. Чем тяжелее приманка, тем мощнее, тяговитее должен быть механизм катушки для лучшей чувствительности, легкости и плавности ведения приманки. Для поплавочной снасти такая характеристика не столь критична за счет более легких оснасток и отсутствием требований к чувствительности катушки. Разве что, при ловле матчем-дальником с тяжелыми поплавками.

Некоторые источники отмечают небольшой пробег у катушек поплавочной снасти, по сравнению со спиннинговыми. Но это не совсем так. При ловле болоньезом или матчем-троттингом количество перезабросов не намного меньше, чем в спиннинге. Поэтому этот фактор в различия мы заносить не будем.

И еще стоит отметить, что матчевая (поплавочная) катушка — это не специально разработанное устройство, а спиннинговая катушка, адаптированная под поплавочную удочку.

В качестве наглядного образца предлагаю рассмотреть простую катушку из нижнего сегмента бюджет-класса Alivia от компании Shimano (никак не реклама). Многие рыболовы-любители используют катушки именно из этого класса в стоимостном диапазоне от 50 до 150 долларов.

Основные отличия от более «навороченных» катушек определяются количеством этих самых «наворотов», например количеством подшипников, двойной системой торможения.

Состав безынерционной катушки

1 — корпус катушки.
2 — лапка катушкодержателя.
3 — приводной механизм.
4 — ротор.
5 — фрикционный тормоз.
6 — выключатель стопора обратного хода.
7 — шток крепления и подачи шпули.
8 — дужка лесоукладывателя.
9 — ролик лесоукладывателя.
10 — ведущая шестерня-колесо.
11 — крышка корпуса.

 

Корпус безынерционной катушки.

Предназначен для установки механизма, сочленения всех элементов катушки в единое целое и обеспечивает крепление на удилище. Должен быть легким и прочным.

Материалами изготовления служат:

  • полимерные сплавы, в основном применяются для катушек эконом-класса и бюджет-класса;
  • углепластиковые и алюминиевые сплавы, используются для производства корпусов катушек верхнего сегмента бюджет-класса и премиум-класса;
  • титаномагниевые сплавы, используются для изготовления высококачественных корпусов премиум-класса и корпусов мощных, силовых катушек.

Каких-либо сильных отличий в технологиях производства у разных производителей найти сложно, разве что в эконом-классе, — качество сплавов и точность установки механизма оставляют крайне негативное впечатление.

Эргономика лапки — это дело сугубо индивидуальное, в бюджет-классе удобство хватки всегда достаточно хорошее.

 

Механизм вращения и подачи ротора безынерционной катушки.

Состоит из главной пары и устройства подачи шпули.

Механизм безынерционной катушки

Главная пара предназначена для передачи вращения от ручки к ротору. Состоит из двух элементов:

  • ведущего колеса (поз.10 на предыдущей картинке «Безынерционная катушка»);
  • ведомой шестерни на главном валу (поз.1 на картинке «Кулиса-Винт»).

Внутри вала ведущего колеса есть четырехгранное отверстие, в которое вставляется ручка. Вращая ручку, мы напрямую вращаем ведущее колесо. От него усилие передается на ведомую шестерню главного вала, к которому крепится ротор. По сути, главная пара представляет собой редуктор с определенным передаточным числом, которое у матчевых катушек, чаще всего, составляет от 4,6:1 до 6,2:1.

Передаточное число (Gear Ratio) катушки определяется количеством оборотов ротора при одном полном обороте ручки или ведущего колеса. То есть, если передаточное число равно 5,2:1 — это означает, что при одном полном обороте ручки ротор совершает 5,2 оборота.

Очень частой ошибкой, с которой приходится сталкиваться, является то, что многие рыболовы-любители не разделяют таких определений как передаточное число и скорость подмотки, подразумевая под ними одно и тоже значение. Но это не так.

Скорость подмотки — это количество лески, наматываемой на шпулю за один полный оборот ручки катушки. Зависит от передаточного числа и диаметра шпули, определяется произведением этих чисел и числа «пи». Например, передаточное число равно 5,2:1 и диаметр шпули — 40 мм. Скорость подмотки равна 3,14×5,1×40 = 640,56 мм лески за один полный оборот ручки катушки. При этом стоит учитывать наполнение шпули леской, поэтому диаметр шпули является ориентировочной величиной, а реальный размер всегда будет чуть меньше.

Чем крупнее размеры шестеренок главной пары, тем мощнее, тяговитее механизм катушки. Но для обычной поплавочной ловли этот фактор не столь значителен, как в спиннинговой.

Увеличенные шестерни главной пары с притертыми зубцами обозначаются маркировкой FluiDrive Gearling — плавно движущийся зубчатый механизм. Если расчет передачи был произведен на компьютере, а сами комплектующие произведены на станках с управлением от компьютера, то такие катушки маркируются как Digital Gear Design — компьютерный расчет передачи.

Все маркировки «наворотов» указаны на коробке упаковки катушки.

Поверхности зубцов шестеренок могут проходить специальную механическую обработку с последующей притиркой для улучшения сцепления, снижения трущихся частей и люфтов. Такие механизмы обозначаются как HaperGear — суперпередача.

Помимо сопряжения штока ручки катушки с ведущей шестеренкой при помощи четырехгранного сквозного отверстия в вале, существует и винтовое соединение. Такое решение позволяет избежать наличия неизбежных люфтов и маркируется как Direkt Drive Handsle.

Устройство подачи шпули представляет собой механизм возвратно-поступательного движения. Существует два основных типа устройства:

  • кривошипный механизм с системой шестеренка-кулиса, на рыболовном сленге — «паровоз» или «локомотив»;
  • винтовая передача или просто «винт».

В состав устройства с кривошипным (кулисным) механизмом входит малая шестереня, установленная на валу ведущего колеса (см. поз. 10 на картинке «Безынерционная катушка»), и элементы, показанные на картинке «Кулиса»:
2 — ведомая шестеренка-паразитка;
3 — каретка, установленная на штоке;
4 — шток крепления и подачи шпули;
5 — направляющие для каретки, выполненные в корпусе.

Вращение от ручки напрямую передается на малую шестерню, которая, в свою очередь, передает его на ведомую шестеренку-паразитку. Далее, через цилиндрический выступ на корпусе, шестеренка-паразитка приводит в движение каретку, имеющую в корпусе S-образный паз. Каретка, установленная на штоке крепления и подачи шпули, совершает возвратно-поступательное движение по направляющим. Соответственно, такое же движение делает и шпуля, закрепленная на штоке. Таким образом производится равномерная укладка лески на шпулю при подмотке.

Шестеренка-паразитка может иметь круглую форму, а может и, так называемую, «квадратную». Квадратная шестерня позволяет избежать задержек в крайних точках движения каретки и способствует более полному и равномерному заполнению шпули леской, особенно у бортиков.

Кроме указанного вида кривошипного механизма существует еще один, в котором корпус ведомой шестеренки-паразитки имеет элиптическую форму, а каретка крепится к ней шарнирным соединением. Но суть работы устройства от этого не меняется.

Особо точное исполнение пары шестерня-каретка, ее притертость и высокое качество сборки позволяют обеспечивать высокую равномерность возвратно-поступательного движения ротора без рывков и провалов, соответственно, ровную и плавную намотку лески на шпулю. Такие системы маркируются как:

  • Slow Oscillation (медленное колебание) или Super Slow Oscillation (сверхмедленное колебание);
  • Close Winding System (система плотной намотки);
  • Silentoscillation (тихое качание).

Данные системы подразумевают наличие в комплекте дополнительных шайб для укладки под шпулю для регулирования формы намотки лески. Поэтому увидев указанные маркировки на коробке, обязательно проверяйте комплектность — наличие регулировочных шайб.

Устройство с винтовым устройством подачи шпули — Worm Shaft System — имеет следующие составляющие (картинка «Винт»):
2 — шестерня привода;
3 — кулачковый вал или — винт;
4 — шток крепления и подачи шпули;
5 — опора каретки или — направляющая;
6 — каретка.

Шестерня главной пары передает вращение на каретку через кулачковый вал шестерни привода или через систему шестеренок-паразиток. Выступ каретки движется по «нарезке» кулачкового вала, совершая возвратно-поступательное движение по направляющей опоре. Есть и варианты, при которых нарезка канавок выполнена непосредственно на главном валу.

Во многих моделях используется, так называемый, бесконечный винт с перекрестной нарезкой и разным шагом. В этом случае укладка лески на шпулю будет также перекрестной. При разном шаге нарезки канавок скорость движения шпули вперед отличается от скорости движения назад. За счет этого достигается такая укладка тонких лесок, при которой облегчен ее сход со шпули при забросе и исключается преждевременный сброс (борода) с запутыванием, связанным с тем, что верхний слой лески, при подмотке, «утопился» в нижний.

В заключении несколько слов о том, какое устройство подачи шпули лучше. А никакое — обе системы хороши, если они грамотно рассчитаны и собраны. Для любителя-поплавочника вполне достаточно кулисного механизма, который более простой и дешевый. Да и катушка с ним полегче весом.

Удачи на рыбалках! Ни хвоста, ни чешуи! И до встреч на страницах блога Рыбалка с поплавком!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

К записи "Безынерционная катушка для поплавочной удочки. Начало" 8 комментариев
  1. Николай:

    Хороший материал!

  2. serg63:

    Здравствуйте, Николай!

    Спасибо за добрый отзыв!

  3. александр:

    СПАСИБО ЗА ВСЕ МАТЕРИАЛЫ! В ОБЩЕМ ПОЧИТАЕШЬ ВСЁ ЭТО И ЧУВСТВУЕШЬ СЕБЯ В СВОИ 58 ПОЛНЫМ ЧТО НИ НА ЕСТЬ — БАЛБЕСОМ...

  4. Владимир:

    Да продлятся Ваши годы, Сергей! Спасибо за блог:коротко, наглядно, понятно, — настоящая азбука для рыболова! «Профи», честно говоря, притомили. Прямая зависимость гонораров от количества написанного и произнесенного на камеру давно превратила их откровения в переливания из пустого в порожнее... Успехов Вам!

  5. serg63:

    Спасибо за добрый отзыв!

  6. Алексей:

    Хотел посмотреть главное для практики — как заправлять леску. А устройство — кому оно нужно? Если надо отремонтировать (устройство у всех разное) — разобрал, нашел сломанную деталь, если можно — изготовил и заменил.

  7. Илья:

    Спасибо за курс молодого бойца. Информация очень полезная. Спасибо

  8. Анна:

    Спасибо, открыли небольшой магазин рыбалки, ваш сайд точно что нужно, легко и понятно читать ваши материалы.

Оставить свой комментарий

Поиск по сайту

Ваш Email:

© 2017    Рыбалка с поплавком    //    Войти   //    Вверх