Инерционная катушка для поплавочной удочки

Здравствуйте, уважаемые посетители и читатели блога «Рыбалка с поплавком»!

Сегодня предлагаю наш разговор посвятить инерционной катушке. И сразу же хочу отметить, мы не будем рассматривать ее механизм до последнего винтика, а только коротко разберемся в составе. Это поможет понять характеристики, функционал и применение инерционной катушки, как составляющей именно поплавочной удочки.

Инерционная катушка — это элемент рыболовной снасти, представляющий из себя вращающийся на оси барабан и имеющий приспособление для крепления к удилищу. Предназначена для хранения необходимого запаса лески, участвует в забросе оснастки, ее контроле в процессе ловли и вываживании подсеченной рыбы. На рыболовном сленге — «колесо».

 
В состав инерционной катушки входят всего три основных элемента: — корпус, барабан и ось. К корпусу приклепан кронштейн с лапкой крепления к катушкодержателю удилища. Также в корпус устанавливают различные устройства, улучшающие функционал, например, в виде стопора обратного хода и элементы тормозных систем. Барабан может устанавливаться непосредственно на ось, которая наглухо закреплена в корпусе катушки или же через конусы.

В механизмах современных «колес» широко применяются подшипники качения для максимального увеличения легкости хода. В этом случае, барабан устанавливается на ось посредством пары подшипников, а уже потом ось вставляют в корпус и фиксируют.

Мы уже немного говорили об истории создания рыболовных катушек в предыдущей статье по теме, в частности, о том, что их родиной является Англия. В этой стране инерционную катушку называют «centre-pin fishing reel» [сéнтэ-пин-фишинг-рил], в дословном переводе — «рыболовная катушка с центральной осью». За несколько веков она прошла путь от простой деревянной бобышки до металлической, с цельноточенным барабаном, установленным на оси посредством подшипников и обвешанной различными «наворотами».

Менялись и названия, сначала просто «fishing reel», затем «Nottingham reel». С появлением безынерционной катушки, инерционные стали называть «rotating drum reel» — катушка с вращающимся барабаном. Теперь говорят «centre-pin» или просто «пин», и большинство рыболовов понимают о чем идет речь, причем, не только в Англии и вне зависимости от вида рыболовной снасти.

Современные классические инерционные катушки "center pin"

Современные классические инерционные катушки «center pin»

На территории бывшего СССР рыболовы использовали два основных вида инерционных катушек — проводочную и «Невскую». Они имели вариации, но на применение это никак не влияло. Маленькую проводочную ставили на зелено-желтые стеклопластиковые телескопы с пластмассовыми кольцами. Она и сейчас есть в продаже. Основное предназначение этой катушки-малютки — хранение лески, которую рукой стравливают при проводке или подматывают при вываживании или перезабросе поплавочной удочки.

проводочная инерционная катушка

Маленькая проводочная инерционная катушка

Большие катушки, типа «Невской», большей частью служили как спиннинговые. Да и сейчас еще есть мастера, охотники за судаками, которые «колесо» предпочитают безынерционным «мясорубкам».

На Дону у многих рыболовов «Невская» стоит на металлических «спиннингах», используемых как донные снасти. Грузило-якорь в 200-250 гр, миллиметровая леска, пара поводков на «гитарах», — заброс на опечек (предрусловой свал) на дистанцию 100-120 метров. Основная добыча — лещ.

Инерционная катушка "Невская"

Инерционная катушка «Невская»

За последние несколько десятилетий, с появлением в магазинах огромного ассортимента безынерционных катушек, инерционка-колесо практически полностью была вытеснена. Причин для этого было достаточно много, но самые главные — это легкость и удобство использования. Но есть определенные условия ловли, в которых использование инерционной катушки в составе поплавочной удочки более чем оправдано. Это ловля впроводку с лодки и взабродку на сильном течении.

Прежде чем рассматривать условия использования и выбора, давайте разберемся в характеристиках инерционной катушки:

  1.  Инерционность.
  2.  Плавность и легкость хода.
  3.  Тормоза.
  4.  Наличие стопора обратного хода.
  5.  Скорость подмотки.
  6.  Материалы изготовления и вес.

Как и любое вращающееся тело, барабан «колеса» имеет инерцию, от которой катушка и получила свое название. То есть, к барабану необходимо приложить усилие — раскрутить его и он будет вращаться по инерции. Затем нужно барабан остановить. Инертность зависит от массы вращающего тела и ее распределения вокруг оси вращения. В общем, голая физика и если есть желание, то можете самостоятельно изучить вопрос.

Я такую задачу перед собой не ставил, чтобы никого чрезмерно не «загружать» и не писать «простыни» с выкладками, формулами и доказательствами. Поэтому рассматриваю данный вопрос применительно именно к разбираемой снасти — чем выше инерция, тем труднее сдвинуть барабан катушки с места и затормозить его. Это влияет на грузоподъемность оснастки и заброс.

Чтобы забросить оснастку на дистанцию, превышающую длину удилища, то необходимо приложить усилие, чтобы заставить барабан катушки вращаться. Для этого нужен определенный вес. И чем выше инерционность, тем тяжелее нужен этот вес.

Раскрутили барабан, оснастка полетела... и начала приводняться. Необходимо барабан затормозить. И если у него высокая инерция, то опять нужно прикладывать усилие. Чуть зазевался и барабан перекрутился — получите «бороду» из лески, а также, как минимум, час пыхтения, чтобы ее распутать. А если леска тонкая?

Поясню. Когда из-за высокой инерции не удалось вовремя остановить барабан катушки после того, как нагрузка на него со стороны оснастки ослабла, леска продолжает неуправляемо слетать с него. Вот этот излишек лески имеет привычку сильно запутываться и получившийся пучок называют «бородой», а само вращение барабана при этом — перебежкой.

Отсюда вывод: для заброса относительно легких поплавочных оснасток на дистанцию, превышающую хотя бы полторы-две длины удилища, инерционная катушка не годится вообще. Поэтому такая характеристика, как инерционность, нас, поплавочников, не интересует никак. Ловя с лодки или взабродку, просто опустили оснастку в воду и слегка толкнули барабан катушки, чтобы сдвинуть его с места, а остальное сделает за нас течение.

Скорость и время вращения барабана зависит от приложенного первоначального усилия и силы трения втулки барабана с осью, которая, в свою очередь, зависит от вида их соединения. Это соединение влияет на плавность и легкость хода.

В современных катушках применяется три основных вида соединения:

Инерционная катушка, барабан на соединении "втулка-ось"

Инерционная катушка, барабан на соединении «втулка-ось»

1. Втулка барабана — ось. От того, насколько они «притерты» друг к другу и зависят рассматриваемые характеристики. Но следует отметить, что существует еще и поперечный люфт, который вносит свои отрицательные коррективы на плавность и легкость хода, а также на баланс катушки. Чтобы снизить его влияние используют следующий вид соединения.

Инерционная катушка, барабан на соединении "втулка-конус"

Инерционная катушка, барабан на соединении «втулка-конус»

2. Втулка барабана — конусы, использование которых позволяет избавиться от поперечного люфта, снижает поверхность соприкосновения со втулкой барабана — снижается сила трения, а сам барабан лучше центрируется на оси. Все это улучшает плавность и легкость хода катушки.

Инерционная катушка, барабан на соединении "подшипник-ось"

Инерционная катушка, барабан на соединении «подшипник-ось»

3. Втулка барабана — шарикоподшипники. Применение «шариков» перевело катушку на совершенно другой уровень вращения. Теперь уже встал вопрос — а как остановить барабан?

Вот так плавно мы переходим к следующей характеристике — тормозной системе. В инерционных катушках она предназначена для решения проблемы, озвученной чуть выше:

  1. Для избежания «перебежек» барабана при забросе. Нас, поплавочников, этот момент мало интересует, об этом мы уже говорили. Он более интересен спиннигистам.
  2. Для избежания «перебежек» барабана при поклевке и вываживании. Вот при «вываживании» — это про нас. А поклевку фиксируем, зажимая барабан пальцем, здесь тормоза нам нужны, как зайцу стоп-сигналы. Опять же, этот момент важен для спиннигистов — зачастую поклевка крупной рыбы просто вырывает ручку подмотки из пальцев. Затем следует перебежка и... пустые хлопоты в виде солидной «бороды».
  3. Для того, чтобы исключить свободное вращение барабана при транспортировке или перемещении с одного места ловли на другое со снаряженной удочкой.

И все..., обычного понимания тормоза, многоступенчатого регулируемого и чувствительного, который встроен в механизм безынерционной катушки и к которому все привыкли, здесь нет. При вываживании включаем «трещотку» (о ней ниже) и ручками, ручками тормозим барабан. Старые рыболовы помнят, как вываживать с инерционкой трофеи — разбитые в кровь пальцы, а на подушечку большого пальца и ладонь без слез не взглянешь.

Большинство классических английских «пинов» не имеют тормозных систем вообще. Роль тормоза выполняет большой палец руки, в которой находится удилище с катушкой, или же ладонь свободной руки. Чтобы своевременно и грамотно выполнять торможение барабана, необходимо иметь достаточный опыт использования «колеса». Из-за этого, вкупе с опытом заброса, ловлю с ним называют более сложной, чем с безынерционной «мясорубкой».

В обычных инерционных катушках, распространенных на постсоветском пространстве, в качестве нерегулируемого тормоза используется подключаемая «трещотка». Что она из себя представляет?

На барабане крепится плоская шестеренка, а в корпусе устанавливают подвижный подпружиненный язычок, имеющий два фиксированных положения. В одном положении язычок не контактирует с шестерней, барабан вращается свободно.

Язычок с пружинками тормоза-"трещотки" инерционной катушки

Язычок с пружинками тормоза-"трещотки" инерционной катушки


Шестеренка тормоза-"трещотки" инерционной катушки

Шестеренка тормоза-"трещотки" инерционной катушки


Фиксатор язычка тормоза-"трещотки" инерционной катушки

Фиксатор язычка тормоза-"трещотки" инерционной катушки

Во втором положении язычок входит в сцепление с зубцами шестеренки, барабан вращается, но с усилием, которое зависит от мощности пружин язычка. При вращении слышны щелчки — язычок перескакивает по зубцам, отсюда и название — «трещотка».

В более дорогих и современных моделях вместо шестеренки стоит храповик, который совместно со стопором обратного хода образует довольно гибкую систему, немного расширяющую возможности катушки в плане вываживания рыбы.

Помимо трещотки, в конструкцию рассматриваемой системы инерционной катушки может входить и фрикционный тормоз в виде тормозной колодки, наподобие автомобильной. При придавливании большим пальцем руки верхней части барабана, он своей внутренней щечкой начинает прилегать к установленной колодке, тем самым позволяя тонко регулировать силу торможения. Для нас это очень хороший элемент — при проводке можно просто пальцем манипулировать оснасткой без помощи удилища.

В тоже время, при сильном нажатии резко увеличивается тормозное усилие за счет высокого трения (англ. — friction). Такая система не дорога по стоимости, а в процессе вываживания достаточно эффективна даже в борьбе с крупной рыбой. Единственное, что необходимо — это напальник на большой палец, иначе можно стереть его в кровь до мяса.

Следующая характеристика — это наличие стопора обратного хода. Опять же, в плане применения катушки в поплавочной ловле, не совсем понятный в использовании элемент, если есть «трещотка». Но для кого-то может быть создаст какое-то дополнительное удобство.

Важной характеристикой любой катушки является скорость подмотки. И вот тут, казалось бы, виден явный проигрыш «мясорубкам», даже тихоходным спиннинговым, — у любого «пина» передаточное число 1:1. Многие считают, что если у «мясорубки» передача 5:1, то она в подмотке быстрее «колеса» в 5 раз. Это не всегда верно, все зависит от диаметра барабана и у больших размеров разница в скорости подмотки получается менее чем в два раза.

Однако разница в скорости подмотки зависит не только от диаметра барабана, но и от расстояния между ручкой инерционной катушки и осью — чем оно меньше, тем быстрее вращается барабан. При этом стоит отметить — профессионально владеющие «колесом» рыболовы подмотку осуществляют ладонью, а не при помощи ручки, тем самым сводя преимущества безынерционок к минимуму.

В любительской рыбалке эта характеристика не такая уж и критичная, хотя при ловле с лодки оснастку отпускают на достаточно дальние дистанции.

Коротко о материалах изготовления и весе. Основным материалом для изготовления корпусов инерционных катушек и барабанов служит листовая сталь или алюминиевый сплав, которые легко поддаются штамповке или механической обработке.

Барабаны могут быть цельноточенными и отфрезерованными, а могут быть сборными из двух отштампованных щечек, соединенных стойками. У маленьких и/или дешевых катушек барабан может быть изготовлен из полимерных материалов, мы такие даже рассматривать не будем.

Есть еще такое понятие, как «пробег» катушки. Он напрямую зависит от качества деталей соединения барабана с осью. Сама ось, как обычно, производится из каленой стали, а вот марки последней могут варьироваться, от низкосортной до инструментальной. Втулка барабана, конусы, «шарики» — качество всех этих элементов, а также интенсивность эксплуатации, напрямую влияют на срок службы инерционной катушки.

От качества материалов изготовления тормозной системы, зависит ее эффективность. На картинках выше, иллюстрирующих «трещотку», видно, что качество материалов, из которых произведены язычок и шестеренка, очень низкое, соответственно, при ловле средней и крупной рыбы надеяться на этот тормоз не стоит.

От материала изготовления зависит вес катушек. В зависимости от размера, технологии производства и «наворотов», вес катушек может быть от 150 до 400 гр. Причем, не всегда «колеса» с цельноточенными барабанами оказываются тяжелее сборных. При ловле с лодки ни вес катушки, ни ее баланс с удилищем не играют какого-то важного значения. Да, они находятся в руках, но не совсем на весу. И для удилища всегда можно найти дополнительную точку опоры.

А вот при ловле взабродку необходима сбалансированная пара и нужно неторопливо подобрать комфортный вариант. При этом на первый план выходит катушка, а уже под нее подбирается удилище. И вес катушки здесь играет не последнюю роль.

В заключении несколько слов о применении и выборе инерционной катушки для поплавочной удочки. Большинство источников информации почему-то классифицируют инерционную катушку, как матчевую или спиннинговую. Все правильно, все чисто по-английски, но не совсем полно.

При ловле с лодки можно использовать легкое фидерное — пикерное удилище длиной 3,3 метра или лайтовое среднебыстрое спиннинговое 2,7 м, с легкими болонскими поплавками, это помимо английских поплавков группы Stick. А на быстром течении, при ловле взабродку, чисто болонскую снасть с тяжелыми поплавками.

Теперь о выборе «колеса». В магазинах классические импортные «пины» встречаются очень редко, в основном в Москве и Питере. Это связано с их стоимостью — самый простой стоит от 300 долларов. Согласитесь, не многие готовы выложить такую сумму за весьма специфическую снасть. С другой стороны, большого ассортимента отечественных инерционок тоже не наблюдается, а те, которые есть в продаже, не всегда отличаются хорошим качеством, подходящим для поплавочки.

Какие требования предъявляются к инерционным катушкам для ловли с лодок и взабродку?

  1. Старайтесь выбирать барабан, у которого большая часть массы сосредоточена возле отверстия под ось. Такая катушка обладает низкой инерционностью, а значит, барабан будет легче толкнуть и затормозить.
  2. Легкость и плавность хода, когда даже небольшое течение может заставить барабан свободно и без рывков сдавать леску. Эта характеристика присуща катушкам с шарикоподшипниками.
  3. Желательно наличие фрикционного тормоза с колодкой, а не с одной только «трещоткой». Это позволит иметь достаточный диапазон степеней торможения, как при проводке, так и при вываживании. А также расширяет выбор условий ловли.
  4. Лучше, если корпус катушки и щечки барабана покрыты защитным покрытием.
  5. Ручки должны быть изготовлены из прочного материала и установлены не слишком близко к краю щечки барабана. Но и не слишком близко к оси, иначе теряется «тяга» (мощность при вываживании).

То что касается брендов. Весьма добротная и универсальная выпускается в России — это «Нельма» от компании «Русснасть», изобретенная Василием Пилипчуком. О ней в Интернете достаточно информации, я просто коротко остановлюсь на основной. Легкая, произведенная из алюминиевых сплавов, хорошо балансируется со многими удилищами, начиная от спиннинговых до болонских. Очень сбалансированный, низкоинерционный барабан на двух подшипниках, стопор обратного хода, имеющий связь с «трещоткой». Солидная тормозная система, кроме уже упомянутой «трещотки», включающей тормозную колодку и патентованный аэродинамический тормоз. Стоимость катушек от 50 до 120 долларов, в зависимости от модели.

Есть еще один бренд, китайский, — Akara, выпускающий большой ассортимент рыболовных товаров, в том числе и инерционные катушки, с барабанами на «шариках». Но качество их похуже, чем у «Нельмы», но стоимость пониже — район 30 долларов. Для ловли впроводку с лодки довольно подходящий вариант.

Если же денег куры не клюют, то есть смысл посмотреть «centre pin» «Bewick», «Conquest» от «Hardy», стоимостью от 300 до 600 баксов или «Ice Tech».

Все остальные «колеса», стоимостью от 3 до 7 долларов, — это «китайки» весьма сомнительного качества. Из собственного опыта использования, могу сказать — с ними не рыбалка, а мучение.

Ни хвоста, ни чешуи! И до встречи на страницах блога «Рыбалка с поплавком»!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

К записи "Инерционная катушка для поплавочной удочки" 7 комментариев
  1. Сереж, ты забыл еще об одной старой энерциоке, бывшей еще до «Невской» — «Дельфин». Работала на мой взгляд даже лучше Невской, но по какой-то причине раньше ушла в небытииие. В целом же для проводочной ловли они хоть и актуальны, но на мой взгляд менее удобны. Хотя на вкус и цвет как говорится...

  2. serg63:

    Привет, тЁзка!

    Не забыл я ни о «Дельфине», ни об «Онеге»..., просто все они классифицируются как «Невские». Даже «китайки» выпускаются по этим названием или как «Neva» (Super Neva).

    Матчем с «колесом» ловил с лодки на Маныче. Иногда даже на поплавок не смотрел, поклевка напрямую по леске на катушку «влетала», точнее, на большой палец на барабане, контролирующий оснастку. Реагируешь сразу, просто «прижал» барабан и чуть двинул удилище — рыба на крючке.

  3. Александр:

    Прикольный у Вас сайт и главное что Вы очень доходчиво и скрупулезно все объясняете. Раньше, когда был мясоедом, любил рыбалку... Сейчас больше нравится такая рыбалка))) www.youtube.com/watch?v=8BfsrjNpul4#t=11

  4. serg63:

    Спасибо за отзыв и видео!

    Только одного так и не понял, на что рыбачок ловил карпа? На какую снасть?

  5. Спасибо интересно было почитать. Правда я предпочитаю невские катушки.

  6. xxdevil:

    Приятный у тебя блог тёзка стал, давно тут не был, поздравляю, растешь!

  7. serg63:

    Спасибо, Сереж! Стараюсь...

Оставить свой комментарий

Поиск по сайту

Ваш Email:

© 2017    Рыбалка с поплавком    //    Войти   //    Вверх